В данной статье речь пойдет о том:
 
1) Какие существуют разновидности структур отдела маркетинга
2) К чему приводит неправильная организация отдела маркетинга
3) Как в разы улучшить свою деятельность подобрав правильную структуру отдела маркетинга
 
Я люблю приводить цитату известного менеджера, сведущего и в маркетинге Питера Ф. Портера: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами». Но будет ли товар продавать себя сам, если сама основа, а то есть организация нашей работы построена неправильно? Ответ является очевидным.
 
В зависимости от вида продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель директора или вице-президент по маркетингу. Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов: функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и т.п.; товарной организации (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров); рыночная организация (при наличии сегментов рынка); товарно-рыночной (матричной) организации (для фирм с широким ассортиментом товаров).
 
В большинстве случаев неправильная структура отдела маркетинга может привести к малоэффективной работе отдела в целом. Так при достаточно однородном рынке сбыта, нет смысла делить службу маркетинга на работу с отдельными сегментами рынка. Так и произошло в моей компании.
На протяжении полутора лет в компании "Дизайн-сервис", где на сегодняшний день 71 товарная группа и более полутора тысяч номенклатурных наименований, практиковалась функциональная организация отдела маркетинга. К чему это приводило:
 
* Плохое знание товарной номенклатуры
 
* Отсутствие нацеленности на результат
 
* Дублирование действий
 
* Большие временные затраты
 
* Неясность в эффективности проведенных маркетинговых мероприятий каждым маркетологом.
 
Было решено кардинальным образом менять организацию работы отдела маркетинга, но на тот момент не совсем ясным оставалось положение его структуры в эффективности общей деятельности. Также оказало влияние желание некоторых сотрудников отдела маркетинга сменить свой рабочий функционал и заняться чем-то менее рутинным и более креативным.
 
Предложение изменить функциональную структуру на товарную было воспринято положительно. Прикинув примерно как эти изменения повлияют на работу отдела, мы во главе с руководителем отправились к директору. Меняя структуру мы понимали что нам придется нелегко, так как внимание сотрудников на протяжении достаточно долгого времени было акцентировано на конкретных направлениях маркетинга: ассортиментной политике, ценообразовании и продвижении. С этого момента мы начали менять. Разделили товарные группы на менеджеров по маркетингу, определили функционал каждого сотрудника, поделились друг с другом особенностями работы по направлениям в данной отрасли, каждый из нас составил цели и задачи по своим отраслям и объединили это в единый маркетинговый план. Конечно, поначалу были проблемы с непониманием как нужно действовать в том или ином направлении, с той или иной товарной группой. Чтобы решить эти проблемы мы проводили совещания и мозговые штурмы и методами проб и ошибок двигались к заветной цели - увеличить продажи и прибыль. Особенностью изменения структуры стало существенное увеличение ответственности за маркетинг конкретной товарной группы.
 
Таким образом мы превратили наши слабые стороны в сильные и получили как дополнительные преимущества, так и некоторые недостатки.
 
Нашими преимуществами стали:
 
Увеличение компетентности маркетологов в каждом направлении маркетинга
 
Управление маркетингом каждого товара
 
Более глубокое изучение специфики потребностей покупателей и удовлетворение их
 
Комплексная разработка внедрения нового товара на рынок
 
Недостатки:
 
Низкая степень специализации деятельности
 
Некоторым группам товаров уделяется мало времени, ввиду малого количества маркетологов.
 
Заработная плата маркетологов компании "Дизайн-сервис" зависит от таких показателей как объем продаж, оборачиваемость, рентабельность. После реорганизации отдела заработные платы сотрудников отдела маркетинга в среднем увеличились на 30-35 %.
 
Дина Асельдерова - Маркетолог компании "Дизайн-сервис"

 

Как Вы смотрите на то, чтобы сделать нашу деятельность максимально полезную для Вас?
Цена вопроса - 53 секунды Вашего времени! Не так уж много, согласитесь :)
По рукам?
Тогда переходите по ссылке ниже.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ >>