Для одних людей карьера становится результатом реализации долгосрочного плана, для других – это набор случайностей. В любом случае, очевидно, что для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника. Для продвижения необходимы

Для одних людей карьера становится результатом реализации долгосрочного плана, для других – это набор случайностей. В любом случае, очевидно, что для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника. 

Для продвижения необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения. Чтобы соединить все эти элементы, сотруднику часто необходима внешняя помощь. Традиционно он получает эту помощь от родственников и знакомых, преподавателей в учебных заведениях, сообществ, в которых он участвует, и даже от государства. В современном же мире важнейшим источником помощи сотруднику становится организация, в которой он работает. Такое положение вещей объясняется тем, что, как уже было отмечено выше, современные организации видят в развитии своих сотрудников один из основополагающих факторов собственного успеха.
Маркетинг персонала является относительно новым понятием. В мировой практике управления человеческими ресурсами он нашел свое применение лишь в начале 90-х годов прошлого столетия, а в российской практике управления персоналом эта разновидность маркетинга до настоящего момента не получила должного распространения. Основные направления маркетинга персонала можно определить по аналогии с производственным маркетингом. Такими направлениями являются: разработка требований к персоналу; план по повышению квалификации персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале на предприятии.
Маркетинг персонала как вид управленческой деятельности, направленный на долгосрочное обеспечение организации человеческими ресурсами, позволяет, не только образовать стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач, но и расширить функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами для систематизированного поиска как стратегических, так и оперативных решений на предприятии. Целью является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию.
Важно рассматривать аспект маркетинга персонала и в обозрении перспектив развития бизнеса и в Дагестане. Сегодня в республике наблюдается недостаточность подготовки или даже дефицит кадровых ресурсов в ряде специфических видов профессиональной деятельности. Практическое ознакомление и дальнейшее развитие работника осуществляет само предприятие и важно, чтобы этот процесс был поставлен на высоком уровне.
Эффективному использованию «человеческих ресурсов» предшествуют отбор персонала предприятия и последующее его обучение. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в организациях, делающих упор на внутренние факторы конкурентоспособности. В частности, в компании «Дизайн сервис», являющейся современной и довольно прогрессивной посреднической фирмой на рынке оптовой торговли в Махачкале, маркетинг персонала является приоритетным направлением стратегического развития. Бизнес тренинги, обучение персонала стали неотъемлемой частью производственного процесса на предприятии. 
Так например, первый в Дагестане дискуссионный клуб на рабочем месте был освоен именно компанией «Дизайн сервис». Он стал в компании, с одной стороны, особой формой обучения сотрудников с применением прогрессивных методик и технологий, и, с другой стороны, формой взаимодействия сотрудников и руководства в направлениях разработки и реализации совместных проектов в процессе трудовой деятельности. Задачами проводимых дискуссий являются формирование и развитие активной гражданской позиции, правовых, культурных и нравственных ценностей сотрудников, а также развитие профессиональных навыков и трудового потенциала в компании.
Следовательно, маркетинг персонала как инструмент целенаправленной и эффективной работы с трудовыми ресурсами является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятий в современных условиях. Порой минимальные вложения и максимальное использование «человеческих ресурсов» позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.
Авторы статьи: Алигимов М.И., Атуева Э.С. ГОУ ВПО «ДГТУ», Махачкала, Республика Дагестан